Уникальным образом, "Известия" обобщили результаты прошлого года для учителей и наставников, запросив в регионах России информацию о доступных местах для учителей в школах. Как минимум в 20 ответивших регионах имеются вакантные места. Даже в середине года, многие школы сталкиваются с недостаточностью педагогов по русскому языку, математике, начальным классам, иностранным языкам, не упоминая специалистов узкого профиля, таких как педагоги-психологи и логопеды.
Представитель общественности Наталья Локтева, занимающаяся вопросами детского национального контента, рассуждает о методах улучшения престижа педагогической работы в России. Она подчеркивает важность педагогического образования как основы для формирования квалифицированных специалистов в сфере обучения. Наталья делится своим видением того, как должны меняться образовательные программы и подходы к обучению учителей, чтобы привлечь больше студентов и мотивировать их поступить на педагогические специальности. Особое внимание уделяется разработке инновационных методик и программ, которые смогут повысить интерес к педагогической профессии и показать её значимость в современном обществе. Также обсуждаются вопросы финансовой и моральной поддержки студентов, стремящихся получить педагогическое образование, и как это влияет на общий престиж профессии.
К сожалению, мы столкнулись с такими фактами. На сегодняшний день, учительская работа в нашей стране не считается особо престижной. На балансе имеется большое количество претензий и требований к профессионалам этой сферы, вместо заслуженных наград и удовлетворения от выполняемой работы. Индексы успеваемости, различные таблицы, проценты, электронный документооборот, смешанный с письменными конспектами и тетрадями, бесконечные подводные камни при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – и на вершине занятого торта находится минимальная заработная плата и постоянное недовольство со стороны родителей. Все эти факторы делают данную профессию немного привлекательной для тех, кто готов посвятить ей свою жизнь.
Этот вопрос давно требует вмешательства со стороны государства и общества, если их цель - продвигаться вперед и развиваться, чтобы студенты после окончания педагогического вуза не стремились сразу стать менеджерами, а опытные учителя были вовлечены в свою работу, но при этом не выгорали. В конце концов, именно образование является топливом, которым функционируют все государственные и общественные учреждения без исключения.
Наталья Локтева: - Считаю значимым для молодого преподавателя обеспечить обстановку успеха. Необходимо дать профессиональную поддержку начинающему специалисту в первый год его деятельности и признавать отличные результаты его учеников, победы на школьных и районных соревнованиях, высокие баллы на ЕГЭ и ОГЭ, активное участие в организации различных турниров и иных общественных мероприятий.
Важно упоминать о таких достижениях в школьных социальных сетях, упоминать их на совещаниях педагогического состава и родительских встречах, чтобы начинающий учитель не думал, что его труд важен только ему лично.
Второй этап включает создание условий для основной юридической и психологической защиты. Это включает не только помощь молодых учителей со стороны более опытных коллег, но и возможность создания нового самостоятельной учительской организации. Здесь речь идет не только о профессиональном союзе или клубе по интересам, но и об организации, предоставляющей юридическую помощь и консультации педагогам. Квалифицированные юристы и психологи, возможно, из числа самих учителей, могли бы помочь молодому преподавателю справиться с трудностями в общении с родителями, администрацией, учениками и иногда негативной обстановкой. Удаление от рутины и моральное облегчение для учителя является одной из достижимых задач.
Во-первых, необходимо обратить внимание на ситуацию финансового благосостояния, что является крайне важным. С этим стараются справиться различные регионы России, в той или иной степени обеспечивая его на основе собственных возможностей. Например, Ямал выплачивает миллион математикам и информатикам, приехавшим сюда работать из разных уголков страны, в то время как в Новосибирске уделяют внимание пенсионерам-учителям. Меньшие регионы поддерживают молодых учителей, которые отправляются работать в сельскую местность. Правда, пока результаты такой поддержки не совсем видны, но процесс движется вперед.
Учитывать здесь необходимо не просто разовые вливания, но и улучшение условий жизни всех педагогов, более того, всех работников бюджетной сферы в целом. Тогда и ожидания от них могут быть куда больше - так, с учетом примера с муниципальными служащими и государственными служащими. Важно, что требования к ним заключаются не просто в выполнении своих обязанностей, но и в качестве образования, а не, скажем, организации выборных процедур или количества сданных в РОНО документов.
В итоге, было бы здорово поддержать учителей, укрепить отношения между семьями и школами, провести школьно-родительские взаимоотношения за рамки "договорных" отношений и привнести в образовательный процесс больше человечности.