изображение Изменения в порядке поступления в вузы для выпускников колледжей

С 1 сентября 2025 года вступают в силу значимые изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые существенно меняют правила поступления в высшие учебные заведения для выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО). Данные изменения затрагивают статью 70 базового закона и направлены на совершенствование механизма перехода от среднего профессионального к высшему образованию.

Суть принятых изменений

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», принятый Государственной Думой 8 апреля 2025 года, предусматривает два ключевых изменения:

  1. Поступление выпускников СПО: Согласно новой редакции части 6 статьи 70, выпускники колледжей по прежнему имеют право поступать в вузы без сдачи ЕГЭ, но с важным условием — направленность (профиль) их среднего профессионального образования должна соответствовать выбранной программе бакалавриата или специалитета.

  2. Поступление лиц с высшим образованием: Введена новая часть 61, которая регламентирует порядок приема на программы бакалавриата и специалитета лиц, уже имеющих высшее образование. Такие абитуриенты будут поступать по результатам вступительных испытаний, форму и перечень которых определяет сам вуз.

Анализ новой редакции части 6 статьи 70

Рассмотрим детально формулировку обновленной части 6:

«6. Лицам, имеющим среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого соответствует направленности (профилю) программ бакалавриата, программ специалитета, предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета в образовательные организации высшего образования по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования. Соответствие направленности (профиля) программ бакалавриата, программ специалитета направленности (профилю) среднего профессионального образования определяется образовательной организацией высшего образования.»

Ключевые аспекты данной нормы:

  1. Условие соответствия профилей обучения: Закон устанавливает прямую связь между профилем полученного среднего профессионального образования и выбранным направлением высшего образования. Это серьезное нововведение, поскольку ранее такое требование в законе отсутствовало.

  2. Автономия вузов в определении соответствия: Важно отметить, что закон делегирует непосредственно вузам полномочия по определению соответствия профиля СПО выбранной программе высшего образования. Это повышает роль образовательных организаций в регулировании приемной кампании.

  3. Вступительные испытания вместо ЕГЭ: В случае соответствия профилей образования выпускник колледжа сможет поступать по внутренним вступительным испытаниям вуза, без необходимости сдавать ЕГЭ.

Введение новой части 61 статьи 70

Дополнение статьи 70 частью 61 следующего содержания:

«61. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования.»

Данная норма:

  1. Систематизирует правила для лиц с высшим образованием: Закрепляется возможность лиц, уже имеющих высшее образование, поступать на программы бакалавриата и специалитета по результатам вступительных испытаний, определяемых самим вузом.

  2. Усиливает автономию вузов: Образовательным организациям предоставляется право самостоятельно устанавливать формат и содержание вступительных испытаний для данной категории абитуриентов.

Практическое применение поправок

Практические последствия принятых изменений можно проиллюстрировать конкретными примерами:

  1. Случай соответствия профилей: Выпускник колледжа, получивший образование по специальности «Сестринское дело», при поступлении на «Лечебное дело» в медицинский университет сможет сдавать только внутренние экзамены вуза, без необходимости предъявлять результаты ЕГЭ.

  2. Случай несоответствия профилей: Абитуриент с дипломом колледжа по специальности «Бухгалтерский учет», желающий поступить на «Лечебное дело», будет обязан предоставить результаты ЕГЭ по профильным предметам.

Обоснование принятых изменений

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, комментируя принятый закон, подчеркнул его важность для повышения осознанности выбора профессии. По его словам, новые правила должны стимулировать студентов колледжей более ответственно подходить к выбору специальности уже на этапе поступления в СПО.

Статистические данные, приведенные в обосновании закона, заслуживают особого внимания:

  • Более 40% студентов вузов в 2024 году составили выпускники системы СПО

  • Примерно 25% из них выбрали специальность, не соответствующую полученной в колледже или техникуме

Такая ситуация, по мнению законодателей, снижает качество подготовки специалистов, поскольку:

  1. Нарушается преемственность образовательных программ

  2. Возникают пробелы в знаниях при смене профиля обучения

  3. Снижается эффективность адаптации студентов к программам высшего образования

Инициаторы закона и их позиция

Закон был инициирован группой депутатов во главе с председателями профильных комитетов:

  • Сергеем Кабышевым (Комитет по науке и высшему образованию)

  • Ириной Белых (Комитет по просвещению)

Один из соавторов проекта, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга, пояснил логику закона: существует принципиальная разница между ситуациями, когда выпускник СПО продолжает обучение по смежному направлению и когда происходит полная смена профессиональной траектории.

Ожидаемые последствия принятых изменений

Анализ внесенных изменений позволяет прогнозировать следующие последствия их реализации:

  1. Повышение преемственности образовательных программ: Стимулирование абитуриентов к сохранению профиля обучения должно усилить связь между программами СПО и высшего образования.

  2. Изменение стратегии выбора специальности в колледжах: Поступающие в учреждения СПО будут более ответственно подходить к выбору специальности, учитывая перспективы дальнейшего обучения в вузе.

  3. Снижение доли "профессиональных зигзагов": Можно ожидать уменьшения числа выпускников колледжей, резко меняющих направление подготовки при поступлении в вуз.

  4. Дополнительная нагрузка на вузы: Образовательным организациям высшего образования предстоит разработать критерии соответствия профилей СПО программам бакалавриата и специалитета.

  5. Возможное снижение доступности высшего образования для некоторых категорий выпускников СПО: Те, кто решит изменить профессиональную траекторию, столкнутся с необходимостью подготовки к ЕГЭ.

Заключение

Внесенные изменения в статью 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» существенно ограничивают возможности выпускников колледжей при выборе дальнейшей профессиональной траектории. Если ранее абитуриент со средним профессиональным образованием мог относительно свободно выбирать направление обучения в вузе, то теперь, желая сменить специальность или расширить профессиональные горизонты, он столкнется с необходимостью сдачи ЕГЭ наравне с выпускниками школ.

Показательно, что ряд публицистов и экспертов в области образования проводят параллели между этими нововведениями и печально известным «законом о кухаркиных детях» конца XIX века. Хотя исторические контексты, безусловно, различны, общими чертами выступают ограничение социальной мобильности и создание дополнительных барьеров для получения образования определенными категориями граждан. В случае с новыми поправками — это выпускники СПО, решившие изменить профессиональную траекторию.

Связанные статьи
  • 18 апреля 2025, 12:41
похожая статья Закон о кухаркиных детях
Закон о кухаркиных детях

Закон о кухаркиных детях - социальное неравенство в образовательной системе Российской империи

Читать