В эпоху СССР инженерно-техническим дисциплинам отводилась ключевая роль в системе высшего образования. Физико-математические и инженерные специальности пользовались приоритетом, опережая по количеству студентов гуманитарные направления. Техническая интеллигенция считалась движущей силой научно-технического прогресса и индустриального развития страны. Политика властей была нацелена на формирование обширного кадрового резерва для оборонной промышленности, машиностроения, энергетики и других стратегически важных отраслей. Соответствующим образом распределялись бюджетные места и государственное финансирование вузов. Престиж инженерных профессий в советском обществе был очень высок. Однако в 90-е годы ситуация кардинально изменилась - на первый план вышла подготовка экономистов, менеджеров и управленцев.
В этот период наступил серьезный упадок промышленности из-за ситуации в стране и дефицита квалифицированных инженеров. В начале 2000-х годов ситуация лишь усугубилась, и перед страной остро встала проблема кадрового голода в технических отраслях.
К счастью, сегодня интерес молодежи к инженерным специальностям вновь растет. Сегодня инженерные специальности переживают свое второе рождение, привлекая растущий интерес среди студенческой аудитории. По данным экспертов отрасли, более трети (31%) современных учащихся высших учебных заведений России избирают направления, связанные с инженерным делом, передовыми технологиями и техническими дисциплинами. Эта тенденция свидетельствует о возрождении престижа технического образования и понимании его огромной значимости для научно-технического прогресса и инновационного развития страны в ближайшие десятилетия. Молодое поколение устремляет свои взоры в будущее, осознавая перспективность овладения знаниями и компетенциями в области инженерии, программирования, робототехники, биоинженерии и смежных отраслей. Перед вузами встает важнейшая задача обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных внести весомый вклад в развитие отечественной промышленности и высоких технологий.\
Более 14% студентов выбирают инженерные специальности. При этом из 11 ключевых факультетов лишь 3 показывают рост числа выпускников за последние 4 года - IT, электроника и промышленная экология с биотехнологиями.
Несмотря на общее сокращение на 8,5% за десятилетие, инженерное образование остается востребованным. Его сохраняемость составляет около 64%, что ниже среднего показателя по стране (71%). Однако популярность технических вузов обещает положительную динамику, необходимую для развития и технологического прогресса.