Почему квалификационный подход начал устаревать
С началом XXI века мир образования столкнулся с серьезными вызовами, выявившими ограниченность традиционного квалификационного подхода:
- Ускорение темпов изменений в мире привело к тому, что профессии и отрасли претерпевают динамичные изменения. Старые специализации исчезают, на смену им приходят новые, что требует от людей гораздо большей гибкости и способности к переобучению. Важность приобретает не только специализированное образование, но и умение адаптироваться к новым условиям, быть открытым к изменениям и готовым к непрерывному самообразованию.
- Существенный рост объема доступной информации и упрощение доступа к ней изменили роль знаний в обществе. Если ранее образовательные институты выступали в роли основных источников знаний, то теперь они скорее направляют процесс обучения, помогая студентам научиться самостоятельно находить, анализировать и применять информацию. Это подчеркивает важность развития критического мышления и навыков самостоятельного обучения.
Квалификационный подход, ориентированный на приобретение знаний, умений и навыков, сталкивается с серьезными препятствиями в обеспечении актуальной и эффективной подготовки специалистов. Методика, в теории выглядящая сбалансированной и логичной, где студент последовательно приобретает знания, на их основе формирует умения, которые затем превращаются в стабильные навыки, на практике часто оказывается несостоятельной. Как указывает научный сотрудник Института управления образованием РАО Мария Амелькина, фокус традиционного обучения смещен в сторону передачи знаний, в то время как формированию умений и навыков уделяется недостаточно внимания.
Кроме того, даже при глубокой интеграции квалификационного подхода, выпускник образовательных учреждений не всегда оказывается готовым к работе в условиях рыночной экономики. Профессор Валентин Байденко в своем методическом пособии "Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования" отмечает, что традиционная концепция квалификации связывает учебную программу с конкретными объектами работы, не учитывая при этом, как разнообразные умения, склонности и отношение к труду могут способствовать успешной деятельности в различных контекстах. Такой подход, предполагающий стабильность профессиональной деятельности и рамочный вид работы, был актуален в прошлом, когда после окончания образовательного учреждения специалист мог работать в одной компании всю жизнь, накапливая опыт и продвигаясь по карьерной лестнице. В современных условиях, когда компании постоянно адаптируются, внедряя новые технологии и меняя рабочие процессы, а также появляются новые формы занятости, такие как фриланс и проектная работа, подход, основанный на узкоспециализированных навыках, оказывается неэффективным.
Разница между квалификацией и компетенцией
Компетентностный подход представляет собой современный ответ на вызовы, с которыми не справляется квалификационный подход в области образования. В работе Николая Антипина «Взаимодействие компетентностного и квалификационного подходов в образовании» подчеркивается, что традиционное разделение этих подходов на основе знаний (квалификационный) и навыков (компетентностный) не является абсолютным. Оба подхода включают знания, навыки и умения, но ключевое отличие заключается в том, как эти элементы интегрируются и применяются в образовательном процессе.
Основные преимущества компетентностного подхода
- Интеграция знаний и практики: В отличие от квалификационного подхода, где акцент делается на теоретических знаниях, компетентностный подход стремится к тесной интеграции теории и практики. Это помогает студентам не только усваивать информацию, но и учиться применять ее в различных профессиональных и жизненных ситуациях.
- Развитие критического мышления и решение проблем: Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии у студентов способности к анализу, критическому мышлению и нахождению творческих решений проблем, что является ключевым для успешной адаптации к меняющимся условиям в профессиональной сфере.
- Гибкость и адаптация к изменениям: Учитывая, что современный мир требует от специалистов способности быстро адаптироваться к новым условиям и задачам, компетентностный подход подготавливает обучающихся к эффективной работе в разнообразных и непредсказуемых ситуациях.
- Личностное развитие: Помимо профессиональных компетенций, важное место в компетентностном подходе занимает развитие личностных качеств, таких как ответственность, самоорганизация и умение работать в команде, что повышает общую социальную и профессиональную эффективность выпускников.
- Ориентация на результат: Компетентностный подход фокусируется на достижении конкретных, измеримых результатов обучения, что позволяет более четко оценить успехи обучающихся и их готовность к решению реальных профессиональных задач.
Таким образом, компетентностный подход успешно решает многие образовательные задачи, на которые квалификационный подход оказался не в состоянии дать адекватный ответ, особенно в контексте постоянно меняющегося мира и требований рынка труда.
Подход Николая Антипина к анализу квалификационного и компетентностного подходов в образовании предлагает важную перспективу, которая отходит от упрощенного противопоставления этих методик как традиционной и инновационной соответственно. Это мнение подчеркивает динамичность и взаимосвязь образовательных подходов, указывая на то, что их роль и значимость могут изменяться в зависимости от контекста и времени.
Интеграция, а не противопоставление
Антипин выдвигает тезис о том, что квалификационный и компетентностный подходы следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие и взаиморазвивающие друг друга элементы образовательной системы. Это представление подразумевает, что оба подхода могут коэкзистировать и вносить вклад в общую цель образования – подготовку квалифицированных и компетентных специалистов, способных адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и требованиям.
Эволюция образовательных парадигм
По мнению Антипина, эволюционное развитие образовательных подходов демонстрирует, как квалификационный подход может эволюционировать и включать в себя элементы компетентностного, переходя в более гибкую и адаптивную форму образования. Это означает, что в определенный момент развития образовательной системы, акцент на приобретении знаний и умений (характерный для квалификационного подхода) может обогащаться стремлением к развитию компетенций, что способствует формированию у обучающихся способности к решению комплексных задач в разнообразных контекстах (что является основой компетентностного подхода).
Перспективы совмещения подходов
Антипин подчеркивает потенциал интеграции квалификационного и компетентностного подходов в образовательную практику. Такое совмещение может привести к созданию обогащенной образовательной модели, которая будет способствовать не только приобретению знаний и умений, но и развитию глубоких компетенций, включая критическое мышление, творческий подход к решению проблем и способность к самостоятельному обучению и адаптации.
Таким образом, подход Антипина предлагает более глубокий и комплексный взгляд на образовательные процессы, подчеркивая важность гибкости, адаптации и интеграции различных методик для обеспечения эффективного и актуального образования.
Компетенция может рассматриваться как расширенная версия квалификации, которая включает в себя не только все необходимые знания, умения и способности для выполнения определенных задач, но и добавляет важный элемент – способность применять знания и умения в своей профессиональной деятельности. Квалификация предполагает наличие профессиональных знаний, умений и навыков, но концепция компетентности заходит дальше. Так, современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования выделяют три типа компетентностей.
Таким образом, в основе обучения по квалификационному методу лежит приобретение и совершенствование навыков применения необходимых знаний, умений и навыков (ЗУН), в то время как компетентностный подход акцентирует внимание на интеграционном практическом результате, подразумевая эффективность использования человеком различных умений и способностей в процессе решения специфических задач.
В современной образовательной практике методика, основанная на компетенциях, занимает ведущие позиции, применяясь в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) как в профессиональном, так и, частично, в школьном образовании. Этот подход нашел свое применение и в корпоративном обучении, а также в секторе EdTech, подчеркивая его универсальность и актуальность для различных образовательных контекстов.
Работодатели все чаще формулируют свои требования к потенциальным сотрудникам, акцентируя внимание на компетенциях, которые охватывают не только специфические знания и навыки, но и способность эффективно применять их в профессиональной деятельности.
Квалификационный подход актуален
Несмотря на растущую популярность компетентностного подхода, квалификационный метод сохраняет свою значимость, особенно в контексте профессиональных стандартов. Эти нормативные документы детально описывают квалификацию, необходимую сотруднику, включая требования к образованию, опыту работы, условиям допуска к определенному виду трудовой деятельности и перечню требуемых трудовых функций, умений и знаний. Таким образом, квалификационный подход продолжает играть важную роль в формировании и подтверждении профессиональной пригодности специалистов в различных сферах.
В контексте профессиональных стандартов, когда повышение квалификации становится необходимым условием для выполнения определённых видов работ, это чётко отражается в соответствующих нормативных документах. Дополнение к профессиональным стандартам составляют "Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих" (ЕТКС) и "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих" (ЕКС), которые предоставляют детальную информацию о должностных обязанностях, требуемых навыках, а также критериях образования и стажа, необходимых для исполнения профессиональных функций. Эти справочники служат важным инструментом для определения и классификации квалификационных требований в различных сферах труда.
Для работодателей, не относящихся к государственным, муниципальным учреждениям или государственным корпорациям, использование "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих" (ЕТКС) и "Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (ЕКС) не является строго обязательным. Важно отметить, что данные справочники не покрывают все возможные профессии и должности, однако они становятся необходимыми в двух ключевых ситуациях:
- Когда Трудовой кодекс РФ, федеральный закон или другой регулятивный документ устанавливает конкретные требования к квалификации работника, необходимые для выполнения его профессиональных обязанностей.
- Когда наличие определенной профессии или занимаемой должности предполагает законодательно установленные выплаты, льготы или ограничения, что делает применение данных справочников релевантным для определения соответствия сотрудника требуемым условиям.
Когда информация о профессиональных требованиях к конкретной должности доступна и в профессиональных стандартах, и в справочнике квалификаций, выбор источника, на который будет опираться работодатель для определения требований к сотрудникам, осуществляется самостоятельно. Однако, существуют ситуации, когда предпочтение определённому документу регламентируется законодательством, и в таких случаях работодателю необходимо следовать установленным нормам.
В области формального дополнительного профессионального образования (ДПО) по-прежнему активно используется квалификационный подход. Это означает, что курсы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки разрабатываются исходя из конкретных требований к знаниям и навыкам, которые определены в профессиональных стандартах, а также в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ (ЕТКС) и Единой квалификационной системе (ЕКС). Это особенно важно для тех специализаций и должностей, где законодательство требует регулярного прохождения соответствующих обучающих программ в строго определённые сроки.