Когда образование стало заочным?
В 18 веке в России учебный процесс был преимущественно очным и в основном доступен только в крупных городах и университетах. Дистанционное обучение в современном понимании тогда не существовало из-за ограничений технологий и коммуникационных средств.
В этот период в России начали появляться первые учебные заведения, такие как Московский университет (основанный в 1755 году), Санкт-Петербургский университет (основанный в 1724 году) и др. Однако обучение в них было доступно только определенному слою общества, в основном аристократии и дворянству.
Заочное образование как форма обучения появилось в XIX веке. Первые его применения относятся к середине XIX века. В России заочное образование начало активно развиваться в конце XIX - начале XX века.
Одним из ранних примеров заочного образования в мировой практике является "University Extension Movement" в Великобритании и США в середине XIX века. Это была инициатива по распространению образования за пределами университетских стен путем проведения лекций и курсов для широкой публики.
В России заочное образование стало более широко распространяться в конце XIX века. Например, в 1899 году был открыт Петербургский инженерно-технический институт (ныне Политехнический университет), который предлагал дистанционные программы для инженеров и техников, работающих на предприятиях. Таким образом, заочное образование имеет долгую историю, начиная с XIX века, и оно постепенно развивалось и модернизировалось в соответствии с технологическими и социальными изменениями.Преимущества дистанционного обучения
В современном мире, все больше людей оценивают возможности и преимущества обучения на расстоянии. Этот подход к получению знаний и навыков, хоть и отличается от традиционного формата, но не подвергает сомнению его эффективность. Более того, он предлагает ряд уникальных преимуществ, которые заставляют обратить на него свое внимание.
- Гибкость и удобство - возможно, самое важное преимущество обучения виртуально. Вам не нужно посещать учебное заведение в определенных часах, можно самостоятельно планировать свое время, подстраиваясь под свой жизненный ритм. Это особенно удобно для работающих людей или для тех, кому сложно совмещать учебу с другими важными делами.
- Большой выбор курсов и специализаций - интернет обучение открывает перед вами мир знаний. Вы можете выбрать из многочисленных онлайн-курсов и программ, которые в традиционном формате могут быть недоступны. Это дает возможность изучать то, что действительно интересно и полезно, и не ограничиваться географией.
- Экономия времени и средств - учеба удаленно исключает необходимость в длительных перемещениях, экономя ваше время и деньги. Кроме того, стоимость онлайн-курсов обычно ниже, чем у традиционных программ.
Таким образом, виртуальное обучение предлагает эффективную альтернативу традиционной системе обучения, предоставляя студентам универсальность, удобство и доступность.
Недостатки дистанционного обучения
Тренд на учебу на расстоянии набирает обороты, однако это привносит в жизнь студентов не только преимущества, но и определенные проблемы. Эта часть нашего исследования будет фокусироваться на вопросах и неудобствах, возникающих в процессе усвоения материала в условиях онлайн-формата.
Один из основных недостатков такого типа обучения - отсутствие прямого взаимодействия. Студенты, изучающие материал в онлайн-формате, как правило, имеют меньше возможностей для общения наедине с преподавателем, что может замедлить процесс обучения и снизить качество усвоения материала.
- Самодисциплина. У некоторых студентов отсутствует достаточное количество самодисциплины, что оказывает отрицательное влияние на их учебную деятельность в рамках дистанционного формата.
- Неэффективность в обмене информацией. Особенности взаимодействия в онлайн формате могут создавать преграды для эффективного обмена информацией и взаимодействия как между учащимися, так и между студентами и преподавателем.
- Отсутствие горизонтальной связи в коллективе студентов.
Современные технологии и групповая практическая работа при обучении играют ключевую роль в преодолении недостатков дистанционного обучения, таких как неэффективность в обмене информацией и отсутствие горизонтальной связи в коллективе студентов.
Также стоит упомянуть, что некоторые студенты могут испытывать трудности с мотивацией при дистанционном обучении, а также проблемы со здоровьем, связанными с увеличением времени, проводимого за экраном компьютера.
Концепция обучения на протяжении всей жизни
Занимательный мир знаний не позволяет нам ограничиваться всего лишь формальной академической подготовкой. Сегодня актуально становится непрерывное получение знаний, которое касается не только профессионального развития, но и личностного самосовершенствования. В соответствии с этим представлением, важно рассмотреть концепцию обучения, преходящего на протяжении всей жизни.
Данная концепция основывается на понимании, что процесс обучения не заканчивается выпуском из школы или университета. Напротив, это бессрочный процесс, основанный на сознательной и активной позиции обучаемого. Благодаря интеллектуальной активности и желанию узнавать новое, человек способен расти и развиваться, улучшая свои навыки и внося ценный вклад в развитие общества.
Суть заложенная в этом понятии отражает ключевые характеристики и ценности, которые присущи подходу "не прерывай учиться". В таблице представлены основные принципы, лежащие в основе концепции обучения на протяжении всей жизни:
Развитие интернета сильно способствовало развитию дистанта
Прогресс в сфере онлайн коммуникации и связи оказал значительное влияние на многие стороны нашей жизни. Это привело к преобразованию многих сфер, включая процесс передачи знаний и навыков. Экспансия веб-технологий открыла новые горизонты и трансформировала подход к учебному процессу, делая его более гибким и доступным.
Безусловно, инновации в цифровой сфере стали катализатором развития дистанционного подхода. Интернет стал мощным средством коммуникаций и информационным хранилищем, способным предоставить учащимся множество возможностей для обучения от самоподготовки до обсуждения с ведущими экспертами в своей области.
Прогресс веб-технологий позволил людям быть более независимыми в выборе места собственного образования и сохранил возможность учиться с преподавателями и студентами по всему миру. Больше нет преград для людей, которые хотят учиться или дополнить свои знания и навыки, но не могут позволить себе посещать реальные учебные заведения.
При этом, интернет-технологии продвинулись настолько далеко, что сегодня у нас есть дискссионные форумы, обмен файлами, видео и аудио коммуникация и многое другое. Все это стало частью образовательного процесса на дистанции, делая его еще более удобным и эффективным для современного студента.
Сначала небольшие академии и специальные заведения обучали удаленно, потом практику переняли все крупные университеты
История развития подходов к обучению на расстоянии представляет собой замечательную иллюстрацию прогрессивной эволюции методик преподавания. Начиная с маленьких академий и специализированных учебных заведений, положивших в прошлом веке начало этой практике, к современным ведущим университетам, активно применяющим данные подходы сегодня.
Можно выделить несколько знаковых этапов в этом процессе:
- Внедрение первых программ на расстоянии в маленьких образовательных учреждениях и академиях.
- Эксперименты с различными форматами и методиками преподавания на расстоянии.
- Бурное развитие технологий и совершенствование методик обучения.
- Внедрение удалённого образования в учебные планы ведущих университетов мира.
Следует отметить, что заметный всплеск интереса к методикам обучения на расстоянии произошел в последние десять лет, что связано в большей степени с распространением интернета и внедрением новейших технологий.
- Небольшие академии и специализированные учебные заведения стали пионерами в данной области, начав предлагать обучение на расстоянии для студентов, находящихся в удалении от места обучения.
- Постепенно, эти методики стали привлекать внимание крупных образовательных учреждений, которые увидели в них возможность расширить свою аудиторию и повысить доступность образования.
- Сегодня обучение на расстоянии стало неотъемлемой частью образовательной системы, активно внедряется и развивается во многих ведущих университетах мира.
Как проходит дистанционное заочное и очно-заочное обучение сегодня
Современные технологии существенно реформировали процесс обучения. В частности, они сделали возможным получение высшего и средне-специального образования не выходя из дома. Такие формы учёбы, как заочное и очно-заочное прохождение курсов, позволяют обучаться в удобном для себя режиме, не прерывая карьеру или другую общественную деятельность.
С точки зрения учащихся, онлайн формы обучения представляют собой способ участвовать в учебном процессе удаленно. Другими словами, нет необходимости физически присутствовать в классе или на кампусе. Вместо этого, студенты могут обучаться в любом месте, где есть доступ к Интернету.
Заочное обучение подразумевает, что большая часть обучающего процесса происходит в сфере цифрового обучения. Задания, лекции, семинары и общение с преподавателями и другими студентами осуществляется через специализированные образовательные платформы или системы.
Очно-заочное обучение представляет собой гибрид онлайн и стационарного обучения. В этом случае часть курса проходит через интернет, а другая часть требует присутствия в учебном заведении. Эта система обучения требует большей гибкости и умения балансировать между дистанционной и стационарной частями курса.