В Нордическом (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (НАФУ) принято решение о допустимости включения в дипломные работы текстов, созданных с помощью искусственного интеллекта. По новым правилам, студенты могут использовать до 40% контента, сгенерированного нейросетями, в своих выпускных квалификационных работах. Однако, как выяснилось, в некоторых случаях этот лимит может быть превышен.
Людмила Морозова, заместитель ректора по учебной работе в НАФУ, пояснила, что при обнаружении использования нейросетевого контента свыше установленных 40%, комиссия на защите особенно тщательно проверяет независимость и самостоятельность исследования студента. Главная цель такой проверки – убедиться, что студент полностью понимает исследуемую тему и может свободно в ней ориентироваться.
Это нововведение в НАФУ подчеркивает важность самостоятельного мышления и глубокого понимания темы в академическом сообществе, даже при использовании современных технологий, таких как искусственный интеллект.
Этот случай - очередной значимым моментом в обсуждении этических и практических аспектов применения искусственного интеллекта в образовании. Он демонстрирует, что несмотря на все преимущества технологий, важно найти баланс между инновациями и поддержанием академических стандартов и ценностей.
Широкий общественный резонанс и обсуждение в академических кругах вызвал случай в прошлом году, когда студент из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) успешно защитил дипломную работу, полностью написанную с помощью искусственного интеллекта, в частности, с использованием нейросети ChatGPT. Этот случай поднял вопросы о роли искусственного интеллекта в академической среде и о границах его использования в образовательном процессе.
Возникли дебаты о том, насколько подобные работы могут считаться результатом самостоятельной учебной деятельности. Критики указывали на то, что такой подход может подрывать ценность академического образования, поскольку студенты могут опираться на машинное генерирование текста, минуя процесс исследования и личного анализа. С другой стороны, сторонники использования ИИ в образовательном процессе утверждают, что это новшество способствует развитию навыков работы с современными технологиями и позволяет студентам сосредоточиться на более сложных аспектах исследовательской работы.
В свете этих событий многие учебные заведения начали пересматривать свои правила и нормы касательно использования искусственного интеллекта в академических работах.