• ЕГэ
  • 22 января 2024, 18:55
изображение Снижен проходной бал в педагогические вузы

По решению Министерства образования и науки Российской Федерации установлены минимальные пороговые значения баллов ЕГЭ для поступления в педагогические вузы на 2024 год.

Теперь для абитуриента, желающего поступить в педагогический вуз, необходимо набрать не менее

  • 42 баллов по русскому языку и обществознанию

  • 39 баллов по математике, физике, биологии и химии

  • 35 баллов по истории,

  • 40 баллов по литературе и географии

  • 44 балла по информатике.

Уровень этих баллов оказался ниже, чем, к примеру, для претендентов на поступление в технические вузы. Это вызвало много обсуждений о проблемах в нашей школе. Очевидное понижение проходных баллов свидетельствует о недостаточном качестве образования и требований к будущим учителям.

Конечно, если мы завысим критерии, то легко столкнемся с недобором. Ведь если ученик 11-го класса наберет на ЕГЭ результат ниже заявленного минимума, его не примут в университет, даже если остаются свободные места на бюджете.

Возможные решения кадрового дефицита в школах

Многие преподаватели говорят о нехватке кадров в своей сфере деятельности и нехотении выпускников педагогических вузов идти работать в школы. Все из-за маленьких зарплат, выгорания, большого объема работы и низкого престижа профессии.

Однако представители соответствующих ведомств в прошлом году заявили, что дефицита учителей нет, а средний балл при поступлении в педагогические вузы за последние два года вырос, что говорит о повышении престижа профессии учителя. И они привели статистику: более 75% выпускников вузов идут работать в школы (это хороший показатель). В 2023 году на поступление в педагогические вузы подали на 100 тысяч заявлений больше, чем в 2022 году.

Если цифры набора растут - все же ситуация не такая радужная? Почему снова поднимается вопрос о допуске людей без высшего образования к преподаванию в средних школах? Почему при весьма приемлемых средних зарплатах учителей в некоторых регионах (эти цифры вызывают у многих ироническую усмешку) оклад школьного педагога в 75 регионах России не достигает минимального размера оплаты труда, а в 40% регионов составляет даже менее половины МРОТ? Почему таким популярным правительственной программой, как, например, «земский учитель», пользуется всего лишь небольшой процент педагогов, и в целом они оказывают малое влияние на ситуацию в нашем школьном образовании? А дети больше не мечтают о том, чтобы стать учителями.

Чтобы обеспечить себе средства к существованию при настолько низких заработных плат, преподаватели вынуждены работать на полторы-две ставки, вести кружки и заниматься репетиторством. Важно осознать, что общественное заблуждение о том, что учитель в школе только ведет четыре-пять уроков в день и остается свободен, является неверным. На педагога ложится значительная дополнительная нагрузка помимо проведения уроков. В последние времена эта нагрузка значительно возросла из-за увеличившегося количества документации. В итоге преподаватели изматываются, вынуждены искать другую работу и увольняются. А руководители школ зачастую не ищут подходящей замены, а предпочитают перераспределить нагрузку среди коллег, чтобы выполнить требования по заработной плате.

Нельзя думать, что эти сложности присущи исключительно России. Избыточные нагрузки, низкие заработные платы и нехватка кадров - это то, с чем сталкиваются учителя практически всюду по всему миру, от Африки, Латинской Америки и Восточной Азии до США и Западной Европы. В Великобритании, согласно опросу, проведенному весной 2023 года национальным профсоюзом работников образования, 34% учителей в возрасте до 29 лет экономят на еде, чтобы свести концы с концами, а примерно 20% подрабатывают. Когда вы учитесь в школе, то не становитесь миллионером или "успешными" с точки зрения общества потребления. У вас будет мало свободного времени и много бумажной работы. Ваше поведение в общественных местах и ваш профиль в социальных сетях будут постоянно контролироваться родителями и учениками.

Но если проблемы есть повсюду, это не означает, что мы должны закрывать на них глаза у нас. Прежде всего, власти, профессиональное сообщество и общество в целом должны достичь общего понимания. После этого можно формулировать и ставить задачи.