Реформа базового высшего образования ориентирована на обеспечение студентов не только традиционными знаниями, но и навыками, необходимыми для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Это включает в себя развитие критического мышления, коммуникативных навыков, а также умение работать в междисциплинарных командах.
В прошлом году в России стартовал амбициозный пилотный проект, нацеленный на трансформацию национальной системы высшего образования. Одним из ведущих участников этой инициативы стал Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II. Этот инновационный шаг направлен на создание более гибкой и адаптивной системы обучения, отвечающей вызовам современной эпохи.
Пилотный проект также призван стимулировать инновации в методах обучения и оценке знаний, предоставляя студентам и преподавателям доступ к передовым технологиям и педагогическим методикам. Это позволит эффективнее реагировать на потребности рынка труда и подготавливать специалистов, востребованных в современном обществе.
Таким образом, модернизация системы высшего образования в России открывает новые горизонты для будущих профессионалов, обеспечивая им не только фундаментальные знания, но и ключевые компетенции для успешной карьеры в 21 веке.
Все новоиспеченные студенты на первом курсе проходят программу в соответствии с общим учебным планом. Этот основной курс высшего инженерного образования, освоение которого занимает первые четыре семестра. В его рамках студенты изучают модуль, состоящий из 13 общекультурных и 12 общетехнических дисциплин.
Каждому потоку (учебному курсу) назначается дополнительный педагог-ментор, обладающий дополнительными полномочиями наряду с другими преподавателями. Его обязанности включают помощь молодым людям в адаптации к университетскому окружению, поддержку в развитии их творческого потенциала, а также выполнение функций нравственного наставника среди своих подопечных.
По завершении четырех семестров студенты получают сертификаты, подтверждающие освоение основных курсов. После этого они имеют возможность изменить выбранный изначально профиль обучения, если захотят. Это объясняется тем, что к моменту завершения второго курса у студентов уже есть больше уверенности в принятии такого решения, чем сразу после окончания школы.
Начиная с пятого семестра, студенты занимаются изучением дисциплин, связанных со своей специализацией, и приобретают дополнительные профессиональные навыки. Например, они учатся работать с востребованным программным обеспечением и получают необходимые практические навыки.
Увеличено до 9 месяцев время, предназначенное для формирования практических навыков, включая выпускную практику (минимум отработки на практике - 10 месяцев) и стажировку в качестве самостоятельной рабочей единицы - инженера (до 9 месяцев). Качество изучаемого материала на производственных практиках также улучшено за счёт применения новой схемы взаимодействия между университетом и его бизнес-партнёрами. Теперь руководство на производственном месте осуществляют как представитель компании, так и преподаватель вуза.
С третьего учебного года студенты уже не имеют куратора, вместо этого у них появляется профессиональный наставник, который отвечает за всю сферу развития студентов в рамках приобретения опыта и навыков.
Регламенты и требования к выполнению курсовой работы также претерпели изменения. Защита теперь включает в себя три сегмента: технологический, экономический и научный, и происходит в группах. Обязательным условием для участия в этом процессе стало присутствие представителя компании, где студент проходил стажировку.