В середине июля 2024 года глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев выступил с предложением, которое может существенно изменить систему поступления в учреждения среднего профессионального образования (СПО) в России. В интервью РБК он заявил о необходимости учитывать результаты Основного государственного экзамена (ОГЭ) при приеме абитуриентов в колледжи и техникумы.
Это предложение вызвало активное обсуждение в образовательном сообществе, поскольку оно затрагивает интересы большого числа выпускников 9-х классов, их родителей, а также самих учреждений СПО. Для понимания возможных последствий такого нововведения стоит рассмотреть его потенциальные плюсы и минусы.
Преимущества предлагаемой системы:
Повышение объективности отбора: В настоящее время прием в организации СПО осуществляется на основе конкурса аттестатов. Однако этот метод имеет ряд недостатков, главный из которых – неравномерность требований к оценкам в разных школах и регионах. Использование результатов ОГЭ может обеспечить более стандартизированную и объективную оценку знаний абитуриентов.
Снижение риска манипуляций: Нередки случаи, когда родители прибегают к различным способам повышения среднего балла аттестата своих детей, включая давление на школьную администрацию или даже прямой подкуп. ОГЭ, будучи внешней оценкой, может снизить вероятность таких манипуляций.
Повышение мотивации к учебе: Зная, что результаты ОГЭ будут играть ключевую роль при поступлении в колледж, учащиеся могут более ответственно подойти к подготовке и самому процессу сдачи экзаменов.
Улучшение качества подготовки абитуриентов: Колледжи и техникумы смогут получать студентов с более высоким и проверенным уровнем базовых знаний, что может положительно сказаться на качестве профессионального образования в целом.
Однако у этой инициативы есть и потенциальные недостатки:
Усиление нагрузки на учащихся: Высокая конкуренция при поступлении в популярные колледжи может привести к тому, что девятиклассники начнут готовиться к ОГЭ заблаговременно, возможно, за год или даже раньше. Это может увеличить и без того высокую нагрузку на школьников.
Сужение фокуса обучения: Существует риск, что учащиеся сосредоточатся исключительно на предметах, необходимых для сдачи ОГЭ и поступления в выбранный колледж, пренебрегая другими дисциплинами. Это может привести к снижению общего уровня образованности выпускников 9-х классов.
Рост рынка репетиторских услуг: Вероятно увеличение спроса на услуги репетиторов для подготовки к ОГЭ среди учащихся, планирующих поступать в колледжи. Это может усилить неравенство в доступе к качественному образованию между семьями с разным уровнем дохода.
Стресс и психологическое давление: Повышение значимости результатов ОГЭ может увеличить уровень стресса среди учащихся и их родителей, что может негативно сказаться на психологическом благополучии подростков.
Возможное снижение доступности СПО: Для некоторых учащихся, особенно из малообеспеченных семей или сельской местности, подготовка к ОГЭ на высоком уровне может оказаться затруднительной, что потенциально может ограничить их доступ к качественному профессиональному образованию.
Важно отметить, что предложение главы Рособрнадзора пока находится на стадии обсуждения. Для его реализации потребуется тщательная проработка механизмов внедрения, возможно, проведение пилотных проектов в отдельных регионах.
Эксперты в области образования подчеркивают необходимость комплексного подхода к реформированию системы поступления в учреждения СПО. Помимо учета результатов ОГЭ, предлагается рассмотреть возможность проведения дополнительных вступительных испытаний, учета портфолио достижений учащихся, а также развития системы профориентации в школах.
В целом, инициатива по использованию результатов ОГЭ при поступлении в колледжи и техникумы имеет потенциал для повышения качества отбора абитуриентов и улучшения системы среднего профессионального образования. Однако ее успешная реализация потребует тщательного анализа всех возможных последствий и разработки мер по минимизации негативных эффектов.