В российской туристической отрасли наблюдается значительный недостаток профессиональных кадров. Как сообщил РБК президент гостиничной группы Cosmos, Александр Биба, зарплаты сотрудников, обслуживающих гостей в отелях, часто ниже доходов курьеров таких компаний, как Ozon и «Яндекс». По прогнозам, к 2030 году в России, в рамках программ развития внутреннего туризма, откроются новые гостиницы, однако из-за ухода специалистов из сферы может возникнуть дефицит рабочей силы.
Для решения этой проблемы президент Cosmos Group предложил сосредоточиться на улучшении образовательной программы и предложить сотрудникам не только финансовые стимулы, но и перспективы карьерного роста, а также возможности работы в различных городах России, от Алтая до Москвы. Эта проблема не ограничивается только гостиничной индустрией: московские рестораторы также жалуются на нехватку персонала, указывая на дефицит работников порядка 20-30%. Они отмечают, что ранее подобного кадрового дефицита не наблюдалось.
Также стоит отметить, что в России остро ощущается недостаток рабочих среднего специального образования. Этот дефицит особенно заметен в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где в ЖЭКах не хватает квалифицированных специалистов, таких как электрики и сантехники. Эта проблема усугубляется недостаточной привлекательностью этих профессий среди молодежи, что приводит к старению кадров и ухудшению качества обслуживания.
Кроме того, существует дефицит рабочих рук в секторе ручного труда. В частности, это затрагивает сферы, где требуется физический труд, например, в строительстве, сельском хозяйстве и производственных предприятиях. Эта ситуация требует не только повышения престижности рабочих специальностей, но и разработки мер по стимулированию интереса к получению профессионального образования среди молодежи.