изображение Дистанционная очная аспирантура - путь рефоры

Последние 25 лет свидетельствуют о становлении новых трендов в сфере аспирантуры, отличных от традиционной модели, где главной целью студентов было вхождение в научное сообщество через написание и защиту диссертации.

Два глобальных фактора сыграли роль в этом процессе. Во-первых, конкуренция на академическом рынке труда значительно усилилась (во многих странах количество людей с ученой степенью превышает количество доступных академических позиций).

Во-вторых, компании осознали, что нуждаются в специалистах с продвинутыми исследовательскими навыками из-за увеличения сложности в технологических сферах деятельности. В наши дни все больше молодых исследователей отдают предпочтение корпоративной отрасли труда, чем карьере в научной сфере. Таким образом, аспирантура давно перестала быть только механизмом подготовки научных кадров и начинает играть роль в подготовке высококвалифицированных специалистов для различных отраслей экономики.

Проект новой реформы

Исследовательский институт экономики и статистики знаний при ИСИЭЗ НИУ ВШЭ предложил такой вариант реформирования текущей системы обучении в аспирантуре, в виде трех различных программ или концепций, включая варианты их возможной адаптации для российских условий.

Научная аспирантура

После завершения прохождения обучения вузе аспиранты приобретают всеобъемлющие научные навыки, после защиты диссертационной работы получают степень доктора философии; дальнейшая профессиональная траектория подводит к деятельности в академической сфере (в университетах, академиях или научных институтах).

Профессиональная аспирантура

предлагает работу успешных специалистов извне академической сферы, которые хотят повысить свою квалификацию. После успешной защиты практической диссертации, в которой описывается их вклад в выбранную профессиональную область, им присваивают ученую степень соответствующей области, такие как MD (Доктор медицины), JD (Доктор юриспруденции), EdD (Доктор педагогических наук) и т.д.

Промышленная аспирантура

предоставляет возможность высококвалифицированным инженерам, работающим в реальном экономическом секторе, пройти практико-ориентированную программу специального образования и подготовки, основанную на базе деятельности компании- будущего работодателя. В процессе этой подготовки они разрабатывают диссертацию, представив ее в форме тех-проекта под началом как представителя индустрии, так и профессора кафедры аспирантуры в выбранном университете. Защитив свою работу, выпускник получает степень EngD (Engineering Doctorate), свидетельствующая о их внушительных достижениях и экспертизе в инженерной сфере.

Во Франции, Германии и Китае появились уникальные модели аспирантуры, которые стали особыми формами образования. В Великобритании отличается еще большим разнообразием: здесь существует целых девять различных путей, ведущих к получению ученой степени. Передача научных навыков в новые области деятельности и разработка инновационных методов обучения профессионалов в рамках промышленных стажировок становятся все более актуальными для России. Это особенно важно в контексте подготовки высококвалифицированных инженеров и кадрового обеспечения собственных разработок и технологий