В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим основные моменты заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, в котором принял участие глава Минобрнауки Валерий Фальков. Это событие имеет важное значение для развития научной сферы, образования и культуры в России. Давайте кратко рассмотрим основные моменты этого заседания.
Был анонсирован отказ от существующих понятий "бакалавриат" и "специалитет".
"Мы планируем, что не позднее конца этого года - начала следующего будут внесены изменения в законодательство, и эти термины в принципе перестанут существовать"
Вместо привычных формулировок Минобрнауки предлагает использовать общее понятие "высшее образование", которое, по мнению чиновников, более понятно и знакомо россиянам. От концепции "базового высшего образования" решено полностью отказаться, что приветствуется экспертами.
Однако сколько именно лет придется учиться студентам в вузах по новой системе - пока не определено окончательно. Министерство рассматривает вариант взять за основу пятилетний срок обучения с возможностью варьировать его в зависимости от специальности.
По словам Валерия Фалькова, четырех лет может хватить для подготовки кадров в сферах гостеприимства, IT и дошкольного образования. Пять лет предлагается отвести на обучение инженеров, врачей, учителей-предметников и юристов. Для узких специалистов, таких как молекулярные биологи или медицинские генетики, срок может составить 5,5 или даже 6 лет при акценте на исследовательскую деятельность.
Таким образом, по ряду направлений, вероятно, сохранится четырехлетний период обучения, но уже под другим названием. Предложенная министром пятилетняя программа для будущих врачей выглядит неожиданной. В целом вопрос со сроками высшего образования пока остается открытым и дискуссионным.
Магистратуру в новой системе высшего образования решено сохранить. От понятия "специализированное высшее образование" также планируется отказаться.
Сохранение магистерских программ обосновывается несколькими причинами. Во-первых, нынешним бакалаврам будет предоставлена возможность продолжить обучение на втором уровне. Во-вторых, некоторым выпускникам может потребоваться углубленная специализация. В-третьих, магистратура позволит получить образование по новому профилю для перепрофилирования.
Похоже, что поступление в магистратуру с непрофильным предыдущим образованием сохранится в новой системе.
Рассматривается вариант сократить срок обучения в магистратуре до одного года. Таким образом, нынешняя схема "4 года бакалавриата + 2 года магистратуры" по многим специальностям может трансформироваться в "5 лет + 1 год".
Для иностранных студентов, желающих учиться в России, а также для россиян, выбирающих зарубежные вузы, ничего не изменится в связи с реформой. Остается неясным, сохранится ли бакалавриат для иностранцев в российских вузах.
Минобрнауки планирует законодательно ввести понятия ядра общего образования, а также медицинского, педагогического и инженерного ядер. Это коснется содержания учебных программ первых двух курсов. Очевидно, учебные планы начальных лет обучения по родственным специальностям будут унифицированы.
Кроме того, министерство намерено привести к единообразию гуманитарную составляющую высшего образования. По этому блоку дисциплин также ожидается унификация учебных планов.