Университет МФЮА, специализирующийся на финансах и праве, трудится над созданием Института цифровой экономики, торжественное открытие которого планируется уже в 2024 году. Главная миссия данный структуры – это подготовка профессионалов высшего класса в сфере цифровых финансовых активов (ЦФА). Уже сейчас МФЮА проложил первые пути в данном направлении, введя факультет данных. Приоритетное направление работы этого факультета – прививание студентам современных навыков по использованию передовых технологий в сфере экономики. Информацию об этом подтвердили представители пресс-центра МФЮА в ходе интервью для газеты "Ведомости".
Согласно подчеркнутому в материале, рыночная доля ЦФА в октябре 2023 года составила 31 миллиард рублей. Исследование, произведенное рейтинговым агенством "Эксперт РА" среди операторов ЦФА, выявило, что к 2024 году ожидается увеличение оборота в четыре раза, до уровня в 125 миллиардов рублей. К тому же, планируется также наращивание объема размещений до 300.
Наряду с Московским финансово-юридическим университетом (МФЮА), есть и другие образовательные институты, которые также подготавливают специалистов ЦФА.
Сейчас такие эксперты ЦФА встречаются не так часто - это высокопрофессиональные сотрудники, обладающие широкими навыками в IT, области ценных бумаг и законодательства. Директор по рейтингам структурированного финансирования "Эксперт РА", Павел Кашицын, высказал мнение о нехватке таких профессионалов на рынке и предположил, что дефицит будет только увеличиваться. Член клуба экспертов Центра стратегических разработок (ЦСР) Илона Ильясова полагает, что только государственные вузы не смогут предоставить достаточно специалистов для ЦФА.
Вполне возможно, что список организаций для выпуска и обмена ЦФА будет расширен.
Денис Кондрахин, который руководит венчурным отделом группы "Самолет", утверждает, что интеграция информации о ЦФА в существующие экономические программы весьма оправдана. Тем не менее, по его мнению, вопрос ЦФА еще не достаточно обширен для того, чтобы создавать для него специализированные программы. По словам Кашицына, рынок ЦФА все еще формируется и ищет основание для своего будущего развития. Отраслевых стандартов пока не существует, включая правила взаимодействия между участниками инфраструктуры, проведения транзакций, раскрытия сведений и ведения бухгалтерии. Учитывая всё вышеуказанное, главный управляющий "Эксперт РА" полагает, что наиболее эффективной методикой будет обучение специалистов на основе практики.
Аналогичные проекты уже реализуются в разных компаниях. В частности, Росбанк оплачивает содержание блокчейн-кафедры в Московском институте физики и техники. Более того, Центр поддержки, развития и анализа цифровых инвестиций в партнерстве с «Норникель» организовали образовательные курсы по цифровым активам в составе Заполярного госуниверситета. Сбербанк предлагает обучение по ЦФА, а «Газпром» создал уникальную программу для дополнительной подготовки специалистов. Вдобавок, Московский фондовый обмен устроил курсы для улучшения профессиональных навыков.
Сотрудничество Альфа-банка с как внутренними, так и внешними экспертами, включая ЦФА, направлено на подготовку квалифицированных специалистов в специфических областях. Юлия Фомина, руководящий HR-брендом банка, особо подчеркивает, что главная задача бизнес-образования - это научиться использовать новые знания и навыки для решения реальных задач. Отдельно стоит отметить, что Альфа-банк разработал уникальную образовательную программу по управлению ЦФА, реализуемую в сотрудничестве с Высшей школой экономики.
Методология работы с ЦФА включена в учебные программы таких уважаемых образовательных учреждений, как Финансовый университет, РЭУ им. Плеханова, МГИМО, РАНХиГС и Алтайский университет, в контексте выполнения национального проекта "Цифровая экономика". По прогнозам, к 2024 году количество студентов, обучающихся по данной специальности, достигнет отметки в 500 000 человек. В рамках этого грандиозного проекта планируется ежегодно увеличивать бюджетное финансирование на 120 000 мест.
Так, государственное и корпоративное образования имеют место быть, что позволяет навыки и знания в сфере ЦФА реализовываться на профессиональном уровне.
Осведомленность кандидатов и их родителей о новых образовательных возможностях в этой области играет решающую роль в их популярности, в частности на ступени бакалавриата, подчеркнула Ильясова. По ее мнению, ЦФА будет наиболее аттрактивной для желающих получить второе высшее образование или дополнить существующие знания на ступени магистратуры. ЦФА – это нишевая специализация, не настолько широкая, чтобы создавать отдельную программу, ориентированную исключительно на нее, - это скорее о финансовых экспертах разного профиля, которые владеют знаниями в ЦФА, добавил Денис Кондрахин. Он считает, что ЦФА должна быть доступна людям всех возрастов и с любым опытом.
Кондрахин утверждает, что государственное образование предполагает более глобальный подход к развитию рыночного потенциала и подготовке квалифицированных специалистов. Ильясова добавила, что ключевыми преимуществами такого образования являются высокие стандарты для студентов и регулярная проверка знаний. Однако, в части недостатков гособразования в сфере ЦФА, она указала на отсутствие гибкости и возможности совместить обучение с работай, не причинив вреда учебному процессу. Корпоративные учебные учреждения способны предложить возможность сконцентрироваться на определенной области, а также более гибко подходить к форматам обучения, подчеркнула эксперт. При этом Ильясова считает, что таким учреждениям следовало бы более активно разрабатывать эту сферу, создавать более привлекательные условия для обучения и предлагать опции дистанционного обучения.
Эксперт отметила, что сегодня наблюдается нехватка специализированных учебных пособий и литературы, которые бы основывались на различных теоретических подходах. По ее мнению, лишь тот специалист, который уже практиковался с соответствующими финансовыми средствами, способен обеспечить качественное преподавание. Она выразила мысль, что высшие учебные заведения могут привлекать профессионалов для проведения занятий, но предположительно основу преподавательского состава будут составлять уже имеющиеся преподаватели. В области корпоративного образования, несомненно, доминировать будут практикующие специалисты, заключила эксперт из экспертного клуба ЦСР.
Денис Додон, директор по инновациям Альфа-банка, подчеркнул важность гармоничного сочетания теоретической базы и практического применения в свете цифровой трансформации, которая коренным образом модифицирует общественное взаимодействие. По его словам, помимо фундаментальных знаний, важно освещать влияние разнообразных процессов на клиентский опыт. Он полагает, что значительным фактором в обучении в области Цифровой Финансовой Аналитики (ЦФА) является воздействие на различные секторы экономики.
Додон в своем примере заметил, что в интернете можно приобрести не только молоко, но и кредиты, и даже электроэнергию. Он отмечает, что для пользователей интернета опыт приобретения всего этого одинаков, несмотря на различия в правовом регулировании. С его точки зрения, финансовые продукты для физических лиц и корпораций, приобретаемые через цифровые каналы, почти ничем не отличаются от покупки любых других товаров в интернете. Поэтому, по мнению эксперта, важно подчеркнуть изменение формата потребления товара при сохранении его основного содержания, и роль, которую технология играет в этом процессе.
Кондрахин считает, что учебная программа по цифровым финансовым активам должна включать не только техническую, но и экономическую составляющую, и ее должны разрабатывать совместно с регулятором. Он также выделяет тему блокчейна как ключевую в обучении, поскольку цифровые финансовые активы большей частью основываются на этой технологии.
Додон убежден, что при обучении специалистов в области цифровых финансовых активов в высших учебных заведениях важную роль играет привлечение представителей промышленного сектора. При этом, по мнению топ-менеджера, форма собственности – будь то государственное или частное предприятие – не имеет значения.