Эта статья включает не столько в рассуждение того, требуется ли сегодня высшее образование, сколько в том, как получилось, что вторичное профессиональное обучение не приобрело признание. Кажется, причина этого достаточно очевидна. За годы после периода советского правления так и не удалось переосмыслить социальное отношение к среднему образованию. Стандартная фраза "возвратить уважение к рабочим специальностям" по-прежнему не приносит ожидаемых результатов. Вторичное профессиональное обучение зачастую не придает уверенности и социального уважения его обладателям. В то же время, именно они выполняют самую важную работу.
Прогресс в экономических науках, инновационные методы, новаторские технологии, а также искусство, литература и философия способствуют нашему укреплению, поддерживают страну в авангарде, подтверждают наше влияние, не смотря на препятствия и препоны. Не представляется возможным занимать предводительские места без устойчивой системы высшего образования. Давайте рассмотрим статистику. Согласно данным за 2022 год, среди стран ОЭСР, в лидерах по количеству образованных взрослых находилась Канада (63%) - экономика которой занимает восьмое место в мире, за ней следует Япония (56%) - третья в мире. Наименьший показатель образованности у Индии - менее 13% (пятое место в мировой экономике), также в странах, lidующих в мировом экономическом рейтинге, таких как США - 50%. В России выпускников бакалаврата, магистратуры и аспирантуры 35%, и по данным 2022 года, наша страна занимает девятое место в мировой экономике.
Качественное среднее профессиональное образование – ключевой фундамент, позволяющий стать на свои ноги. Здесь речь идет о устойчивой основе, дарующей молодежи как минимум две альтернативные дорожки: обретение среднего образования, гарантированная специализация в нужной области, неплохая (престижная!) должность с оплатой состоящей из рыночных ставок, либо высшее образование, углубленное освоение достижений прошлого и амбиции для решения задач будущего, и опять же заработная плата. Другими словами, итоговый выбор сводится к приобретению практических навыков и знаний или годам научной деятельности.
Суть послания может звучать избито: индивид поможет процветанию экономики, если выберет рабочую специальность, которую любит, и станет мастером своего дела. Профессии, такие как электромонтер, камнерез и пчеловод, должны привлекать молодого поколения не меньше, чем недавно это было с юрисконсультами и экономиками. Успех должен определяться не уровнем образования - средним или высшим, - а профессиональным статусом на рабочем месте. В противном случае мы снова оказываемся в состоянии застоя, когда становилось обычным глумиться над выпускниками ПТУ и рассказывать анекдоты про бедных инженеров.
Определение своего пути в высшем образовании должно строиться не на желании просто убить время, рассуждая, что можно изучать (почти половина студентов в конечном итоге не занимается по своей специальности), и не на других распространенных мотивах. Этот шаг требует тщательного обдумывания: индивидуум должен быть готов уделить жизнь исследовательской работе. Наиболее часто, современные школьники не могут сделать такой сознательный выбор. Как правило, им знакомы только профессии их родителей, и они склонны идти по их сложившемуся пути. Возможные решения этого вопроса могут включать использование предыдущего среднего специального образования, программ профориентации раннего возраста, которые предлагают ознакомление с различными профессиями, возможность работать по выбранному направлению до поступления или даже возможность сменить специальность после первого года учебы (хотя в некоторых случаях есть свои особенности).
Чаще всего критики заявляют, что России не требуется такое количество людей с высшим образованием, часто вводят в общественно-политическую обиду его обладатели, которые все же надеются на то же образование для своих детей. И ни один из критиков не утверждает, что это образование мешало им достичь более значительных успехов.