• 20 января 2024, 13:30
изображение История появления онлайн-обучения

В нашем быстро меняющемся обществе, логика трансформаций которого в значительной степени зависит от развития информационно-коммуникационных технологий, можно увидеть серьезный разрыв между поколением преподавателей и учеников. В настоящее время ученики и студенты больше похожи на "цифровое поколение" или "аборигенов цифровой эры".

Молодежь активно идет вперед, быстро ассимилируя массу информации и освоивая различные устройства, используемые для работы с информационно-коммуникационными технологиями.

Пожилому поколению непрерывно приходится учиться заново и адаптироваться к радикально преобразованным условиям работы и жизни.

Возникновение тренда онлайн-образования

Тренды общественного развития подчеркивают, что в текущем мире успешным считается тот, кто способен быстро собирать требуемые данные и эффективно использовать их для решения разнообразных проблем.

Одной из новых тенденций в области образования, обусловленной особенностями информационного сообщества, стало широкое использование массовых открытых онлайн-курсов (в русскоязычной интерпретации - МООК).

Обучение с помощью онлайн-курсов стало трендом в области образования названо о в статье "ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ" № 1 (42) еще в 2015 году.

Массовые открытые онлайн-курсы представляют собой интернет-курсы с интерактивным взаимодействием и открытым доступом, являясь одним из наиболее продуктивных инструментов внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Разберем подробнее признаки МООК по буквам аббревиатуры.

Массовость означает большое число студентов на курсе (до 100 000 учеников и больше).

Открытость обозначает полностью или частично бесплатность обучения. Возможность доступа к ресурсам ведущих мировых университетов.

Онлайн-курс - обучение осуществляется в дистанционном режиме, используя как асинхронные (распределенные во времени), так и синхронные (вебинары, видеоконференции) модели обучения. Автор курса создает его структуру в соответствии с определенными задачами и целями, и она может быть адаптирована под конкретных участников.

Начало

Одним из первых масштабных онлайн-курсов «Оценка практики, принципы и стратегии» прошел осенью 2008 года, его автором был профессор Индианского университета Даниэль Хики. Разработку и обучение 500 студентов оплатила Google. Все в целом прошло успешно, несмотря на значительный отсев студентов.

В России внедрение онлайн-курсов и видеолекций активизировали в 2013 году, пик разработки и использования произошел в 2014-2015 учебном году.

А настоящая революция в мире онлайн-курсов произошла во времена эпидемии COVID-19 и мировых локдаунов. Это стало одним из ключевых поворотных моментов в образовательной сфере начала XXI века.

иллюстрация ковидного локдауна

Что бы поделать на локдауне?

Пандемия, принудившая миллионы людей оставаться дома, вынудила многих переосмыслить свои профессиональные траектории и подходы к обучению.

Первым и, пожалуй, наиболее значительным фактором этой революции стал переход многих традиционных учебных заведений к онлайн-формату. Университеты и колледжи, ранее сосредоточенные на очном обучении, быстро адаптировались к новым реалиям, предлагая свои курсы в цифровом формате. Это позволило сохранить доступность и качество образования в условиях глобального локдауна.

Вторым важным аспектом стало массовое предложение бесплатных онлайн-курсов. Многие образовательные платформы, такие как Coursera, Udemy, и даже университеты лиги плюща, предложили бесплатный доступ к своим курсам. Это демократизировало образование, давая возможность людям из различных социальных слоев и географических регионов приобретать новые знания и навыки без значительных финансовых вложений.

Третий аспект революции – это переориентация на профессии, позволяющие работать удаленно. Пандемия показала, что многие работы могут быть выполнены из дома, что стимулировало интерес к обучению в сферах IT, цифрового маркетинга, дизайна, программирования и прочих. Это привело к значительному росту спроса на курсы, связанные с развитием цифровых навыков.

В России эти тенденции также получили широкое распространение. Российские образовательные платформы и университеты активно интегрировались в глобальную образовательную сеть, предлагая онлайн-курсы на русском языке. Это сыграло значительную роль в обеспечении доступности образования для российскоговорящего населения.

Заключительно, революция в мире онлайн-курсов во время пандемии не только предоставила возможности для обучения и профессионального переориентирования, но и стала катализатором изменений в образовательных моделях на глобальном уровне. Она продемонстрировала значимость гибкости и доступности обучения в современном мире, а также подчеркнула важность навыков самообучения и адаптации к изменяющимся обстоятельствам.

Как устроено дистанционное образование

К настоящему времени основными потребителями массовых онлайн-курсов на Западе являются высшие и средние учебные заведения (университеты и колледжи) при внедрении новых образовательных программ. С помощью курсов они продвигают свои бренды, привлекают талантливых молодых людей для обучения, получают дополнительные деньги. Также курсы используются в системе повышения квалификации и профессионального переподготовки для быстрого формирования новых компетенций у работающего населения и получения сертификата в различных областях профессиональной деятельности в удобное время и темпе, предпочтительно без ухода с основной работы.

В общих чертах учебная структура открытых онлайн-курсов выглядит таким образом:

  • Студенты слушают лекции на платформе онлайн-образования, которые дополняются презентациями с использованием инфографики и различными обучающими материалами для усвоения изучаемого материала.
  • В свое удобное время они выполнют задания, полученные от педагога. Это может быть чтение дополнительной литературы, работа с веб-ресурсами, сочинение эссе, небольшое исследование или прохождение тестов. Сдача промежуточных и итоговых проверочных работ должна произойти в строго установленные сроки.
  • Для консультаций учащихся и обсуждения изученного учебного материала используются интерактивные онлайн-форумы.
  • Одной из ключевых образовательных концепций этих программ является взаимная оценка выполненных задач. Как правило, слушатель курса проводит анализ до 5 работ своих коллег, дает свои комментарии, оставляет отзывы, что позволяет продолжить работу над учебным материалом, но уже не через репродуктивное освоение, а в формате продуктивной оценочной активности.
  • В конечном итоге после успешного изучения онлайн-курса участник сдаёт итоговый экзамен (в формате теста или проектной работы) и получает сертификат от организатора курса.

выход в онлайн

Преимущества

Онлайн-курсы, конечно, обладают множеством существенных преимуществ.

  • Они направлены на развитие навыка обучения, обеспечивают непрерывное образование, реализуют актуальную модель "обучения на протяжении всей жизни".
  • Гибкая управляющая структура обучения во времени (возможность выбора курса, темы для самостоятельной работы, метода решения задач), с учетом конкретных временных рамок, позволяет каждому студенту двигаться по своему учебному треку.
  • Применение передовых образовательных технологий в курсах (широкое использование ИКТ, применение методов развития критического мышления, фокус на проектную технологию, и т.д.) делает обучение индивидуально ориентированным и активным, студент действительно становится активным участником образовательного процесса.
  • Студенты получают возможность открыть для себя передовые образовательные программы, заниматься под руководством лучших учителей из ведущих мировых университетов.
  • Курсы на иностранных языках значительно способствуют неформальному изучению языков. Ведется формирование портфолио студентов (хранятся выполненные задания, отзывы и рецензии на них), впоследствии помогая определить научную и образовательную траекторию, а также способствуя трудоустройству.
  • Удобство и доступность из любой точки мира.

Недостатки

Нельзя не упомянуть и о проблемах, связанных с внедрением онлайн-курсов:

  • требуется достаточная цифровая и информационная грамотность студентов, без которой выполнение заданий курса может стать проблемой
  • необходимы хорошо отточенные навыки самообразования, планирования своей деятельности, оценки результатов своей работы, рефлексии по итогам обучения, формирования собственного образовательного пути, требуется высокий уровень самоорганизации
  • разница в уровне подготовки студентов (включая профессиональную, педагогическую и культурную подготовку) в одной группе, а также существенная разница в возрасте и, следовательно, менталитете, может стать причиной проблем в отношениях внутри виртуальной группы
  • существует риск неадекватной оценки при оценивании друг друга, особенно если отсутствуют четкие критерии оценки выполненных работ
  • невозможно установить, было ли задание выполнено именно участником курса (верификация - проверка подлинности)
  • в организации процесса обучения имеют место элементы хаотичности, так как участники создают собственное содержание обучения и формируют свои образовательные пути

Эксперты в сфере образования включили МООК в список 30 наиболее перспективных тенденций в образовательном процессе до 2028 года.