Авторитетность домашних заданий теряется, объем домашнего контроля кажется насмешливо большим для школьников, а учебный процесс целиком зависит от занятий по труду. Нынешняя ситуация в образовательных учреждениях приводит к мысли о том, что "образование должно быть умеренным и осуществляться без применения силы". Усиливающиеся попытки реформирования школьной системы всё больше указывают на наличие кризиса в этой сфере, однако никто не спешит привести объяснения, приведшие нас к данному положению.
Поднят вопрос о необходимости домашних заданий в современном контексте. Их первичная функция - закрепление усвоенного материала - видимо теряется. Проблема в том, что материал должен быть закреплен и учителя должны быть уверены, что он был усвоен, а не просто пройден. Но в результате это превращается в бессмысленное расходование времени на списывание и проверку домашнего задания.
Энтузиазм по отношению к созданию отчетности и формированию рейтингов привел к негативным последствиям в образовательной системе, вследствие которых появился новый учебный процесс, который адекватно мог бы быть описан как "проведение контрольных работ перед контрольными". Возможной задачей бесконечных тестирований могло быть снижение тревожности студентов, облегчая подготовку к экзаменам. Но как быть спокойным, если, как уже было указано ранее, учебный материал не полностью освоен?
Продолжает удивлять отсутствие в школьных учебниках известного высказывания Бернарда Шоу: «Мне противно думать о том, как много знаний я бы приобрел, если бы не обучался в школе». Беспрерывно проводимые тесты по определению профориентации противоречат тому факту, что многие учащиеся всё еще упорно выполнены свой долг, признаваясь в том, что они следуют правилам и просто ждут дни до своего освобождения. В идеале, в школьной стезе ученики находят друзей, но в большинстве случаев они научаются подчиняться и приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Многие школы продолжают олицетворять сосредоточенность на оценках, а не на степени полученного знания, которое может быть применено в будущем. Это взгляд имеет разные истоки: страх стать объектом насмешек перед классом, неохота отвечать родителям на вопрос «Какие оценки у остальных?», разочарование от факта, что те, кто переписывает и получает высокие баллы, остаются незамеченными. Необходимо изменить текущую методологию, где всякое самостоятельное решение оценивается. Но в условиях постоянного надзора и стремления к академическому успеху, школы могут быть первыми, кто выступит против такого «открытого» подхода.
Проекты для самостоятельной работы по различным предметам, которые раньше давались на слух, теперь сменились презентациями. Зачастую такие презентации являются простыми перепечатками информации из интернета (если родители не помогли), что заставляет ученика проглядывать их в классе, не углубляясь в подробности и, что еще более печально, не запоминая эту информацию. В результате подобное безразличное отношение заражается и одноклассниками, которым приходится слушать эти утомительные повторения информации из поисковых систем. Возникает некая формализованная причина для оценивания урока. Но когда дело доходит до знаний, которые остаются с учениками и могут пригодиться в будущем... Это вопрос, которым кажется не особо интересуются. Тогда как первоначальным назначением презентации было приучение ученика уверенно выступать перед публикой и надлежащим образом представлять себя в будущем.
Все это отображает мрачную картину: образовательная система приходит в сокрушительную стагнацию, когда становится очевидна необходимость менее значимых изменений и широкомасштабных реформ. Несмотря на все, обсуждения до сих пор едва выходят за пределы предложений, многие из которых не выдерживают критики как со стороны родителей, так и со стороны преподавателей. Еще одна трудность - это условия, с которыми должны справиться все участники системы: учащиеся вынуждены подстраиваться и справляться с менее значимыми задачами, чтобы не огорчать родителей; родители возвращаются к своим школьным навыкам и демонстрируют, как списывать, чтобы не расстроить учителей; а учителя пытаются следовать установкам, навязанным учениками, родителями и высшим управлением. Все активно обсуждают будущее ЕГЭ и ОГЭ, их возможное отмена или преобразование, однако никто не осмелится предсказать, каким будет российское образование по итогам озвученного первого или второго сценария.