Традиционно главной аудиторией иностранных студентов в России являются абитуриенты и учащиеся из стран, бывших частью СССР. Они примерно знают систему образования в России, они владеют русским языком и выросли в схожем культурном контексте. В этих странах укрепилась высокая репутация российского образования, существуют отлаженные пути привлечения, а здесь же распределяется наибольшая квота Россотрудничества на бесплатное образование.
В свете текущей внешнеполитической стратегии России и обстоятельств геополитического измерения, вопрос улучшения международного научного и образовательного сотрудничества с Китаем и Индией становится все более актуальным. Несмотря на то, что число студентов из этих стран все еще не большое и не соответствует уровню отношений, заложенному Россией с этими государствами. В 2022 году в России училось 39 959 студентов из Китая и 18 536 студентов из Индии.
Важно заметить, что образ российского образования в Китае и Индии еще не в полной мере сконструирован. Требуется систематическая работа по укреплению его доброго имени, включая концентрированные усилия по позиционированию в цифровом пространстве.
В 2023 году Российский Совет по Международным Делам (РСМД) выполнил исследовательский проект, касающийся роли российских вузов в иностранном виртуальном пространстве. Одной из основных целей было установить те параметры, которые привлекают зарубежных студентов при выборе университета и в ходе процесса поступления, а также как эти параметры могут быть интегрированы в стратегии международного позиционирования и продвижения образовательных учреждений. Вдобавок, исследование обнаружило ряд трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты при попытке находить нужную информацию на веб-сайтах вузов, в общении с персоналом университета и так далее.
Анализируя полученную информацию, можно утверждать, что для формирования стратегий привлечения зарубежных студентов, российским вузам необходимо принять во внимание насколько широко и предметно описана информация об образовательных программах, о стоимости обучения и проживания, о порядке сбора и подготовки нужных документов, о предоставлении доступной информации о перспективах трудоустройства, о научно-исследовательской инфраструктуре и предлагаемых онлайн-курсах.
По данным исследования РСМД, присутствие российских университетов в цифровой среде Китая и Индии совсем незначительно. Веб-ресурсы российских вузов, на которые в большей мере ориентированы студенты из Китая, не приспособлены к нуждам зарубежных студентов. В уровне развития цифровых международных просветительских и коммуникационных каналов, включая агрегаторы порталов, веб-сайты университетов, социальные медиа, СМИ, веб-сайты российских представительств (например, Россотрудничество и др.), также обнаруживается недостаточность или полное отсутствие активности.
Стало неожиданностью, что значительное число иностранных студентов (особенно из Индии), использовали специализированные агентства для поддержания связи с университетом. Стоит отметить, что многие из этих студентов пережили явно негативный опыт взаимодействия с данными агентствами: стоимость их услуг была высокой, при этом качество оставляло желать лучшего. Кроме того, агентства иногда предоставляли недостоверную информацию о российских высших учебных заведениях и т.д.
С учетом этого следует осветить появляющийся вопрос. Доверяя посредничающим структурам в России и за ее пределами, наши вузы относительно просто реализуют задачи по привлечению необходимого количества зарубежных студентов, не обращая внимания на их уровень подготовки, мотивацию и т.д. Тем не менее, задачи по улучшению имиджа и продвижению российского образования на мировом уровне не решаются: посреднические агентства могут причинить ему существенный урон.
Также к сфере коммуникации относится еще одна проблема, которую обнаружил опрос. Основной сложностью при поступлении и обучении в российском вузе китайские и индийские студенты назвали языковой барьер.