Крупные компании пока не проявляют большого энтузиазма в финансовой поддержке Передовых инженерных школ (ПИШ). Эта новая образовательная инициатива призвана обеспечить промышленность квалифицированными кадрами и стимулировать инновации, но бизнес не торопится вносить ожидаемый вклад в ее развитие.
Передовые инженерные школы (ПИШ) - это масштабная образовательная инициатива, разработанная Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Этот федеральный проект был запущен в 2022 году с амбициозной целью: подготовить новое поколение инженеров, способных создавать и внедрять передовые технологии.
В рамках проекта были выбраны 30 ведущих университетов страны. В каждом из этих учебных заведений была создана своя Передовая инженерная школа. Эти школы призваны стать центрами инновационного инженерного образования, где будут готовить специалистов, отвечающих требованиям будущего.
Проект ПИШ направлен на преодоление разрыва между академическим образованием и реальными потребностями промышленности, способствуя более тесному сотрудничеству между университетами и бизнесом в сфере подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.
Логично было бы предположить, что бизнес-сектор активно включится в финансирование этой инициативы, учитывая ее потенциальную пользу для индустрии. Однако реальность оказалась несколько иной. Статистика за 2023 год показывает, что вклад индустриальных партнеров в развитие ПИШ составил лишь 70% от суммы, выделенной из государственного бюджета. Это свидетельствует о том, что частный сектор пока не готов в полной мере разделить финансовую ответственность за подготовку будущих специалистов, несмотря на то, что именно бизнес должен стать основным выгодополучателем от реализации данной программы. Такое несоответствие между ожиданиями и реальным участием бизнеса в финансировании ПИШ вызывает вопросы о долгосрочной эффективности и устойчивости этой образовательной инициативы.
Различия в подходах бизнеса и правительства к оценке эффективности инвестиций в Передовые инженерные школы (ПИШ) являются ключевым фактором, влияющим на уровень участия частного сектора в этой инициативе.
Бизнес-структуры руководствуются чисто экономическими критериями при принятии решений об инвестициях. Для них главными показателями являются индекс доходности проекта и период его окупаемости. Это означает, что компании стремятся к быстрому и измеримому возврату вложенных средств.
С другой стороны, правительство оценивает эффективность своих вложений в ПИШ по совершенно иным параметрам, которые определены в постановлении от 8 апреля 2022 года №619. Эти критерии включают:
Амбициозность целей (аналогично проекту «Приоритет 2030»)
Академическое признание и потенциал университета
Степень проработки программы развития
Качество системы управления
Объём внебюджетного финансирования
Важно отметить, что в этих критериях отсутствуют понятия "прибыль" и "окупаемость", которые являются ключевыми для бизнеса. Государство, таким образом, фокусируется на долгосрочном развитии образовательной и научной базы, а не на краткосрочной финансовой отдаче.
Эта разница в подходах создает определенный разрыв между ожиданиями правительства и готовностью бизнеса инвестировать в ПИШ. Пока частный сектор не увидит четкой связи между вложениями в ПИШ и конкретными финансовыми результатами, уровень софинансирования с его стороны может оставаться ниже ожидаемого.
Для повышения участия бизнеса в финансировании ПИШ может потребоваться разработка механизмов, которые позволят согласовать государственные цели долгосрочного развития с потребностями бизнеса в измеримой экономической эффективности инвестиций.
Действительно, разработка "новейших видов высокотехнологичной продукции" - это амбициозная и сложная задача, требующая серьезного подхода к планированию инвестиций.
В бизнес-среде такие проекты обычно сопровождаются тщательным технико-экономическим обоснованием. Это подразумевает:
Детальный расчет денежных потоков
Оценку рисков
Анализ рынка
Прогнозирование спроса
Расчет сроков окупаемости
Бизнес привык работать с точными цифрами и конкретными прогнозами. Однако, как вы отметили, университеты часто не готовы предоставить такой уровень детализации экономических расчетов. Это создает серьезный разрыв между ожиданиями бизнеса и реальным положением дел в ПИШ.
Более того, тот факт, что Министерство науки и высшего образования не требует от университетов подобных расчетов, усугубляет ситуацию. Это может восприниматься бизнесом как недостаточно серьезный подход к планированию и реализации проектов.
Такое расхождение в подходах создает ситуацию, когда бизнес не видит четкой перспективы возврата инвестиций и не может оценить потенциальные риски. В результате, компании могут воспринимать инвестиции в ПИШ как более рискованные и менее привлекательные по сравнению с другими возможностями для вложения средств.
Для улучшения ситуации может потребоваться:
Разработка более детальных экономических обоснований проектов ПИШ
Обучение университетских команд навыкам бизнес-планирования
Создание механизмов, позволяющих снизить риски для бизнеса при инвестировании в подобные проекты
Возможно, пересмотр критериев оценки эффективности ПИШ со стороны Минобрнауки с учетом потребностей бизнеса
Это могло бы помочь сблизить позиции бизнеса и академической среды, сделав проекты ПИШ более привлекательными для частных инвестиций.